Резервы оплаты предстоящих отпусковДата: 25.10.2011
|
|
В настоящее время ни один нормативный документ по бухучету прямо не предусматривает ни право, ни обязанность организации по созданию резерва на предстоящую оплату отпусков. Что же делать организации в такой ситуации, попробуют разобраться эксперты Профсоюза. Обязана ли организация создавать резерв на предстоящую оплату отпусков? Для целей налогообложения прибыли
формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и на
выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет является правом
налогоплательщика, применяющего метод начисления, а не его обязанностью. В соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислении в указанный резерв (письма Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/116, от 13.07.2010 N 03-03-06/2/125). То есть, как и прежде, вопрос о необходимости создания резерва оплаты отпусков работников организация решает самостоятельно, закрепив свой выбор в учетной политике. Пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), предоставляющий право организации создавать резервы, в том числе на предстоящую оплату отпусков работникам, отменен приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н (далее - Приказ N 186н). Приказ N 186н применяется с бухгалтерской отчетности 2011 г. В настоящее время ни один нормативный
документ по бухгалтерскому учету прямо не предусматривает ни право, ни
обязанность организации по созданию резерва на предстоящую оплату
отпусков. Однако в соответствии с п. 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные
обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее - ПБУ
8/2010), которое действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2011
год, на счете учета резервов предстоящих расходов отражаются оценочные
обязательства.
В рассматриваемой ситуации и резерв на оплату отпусков, и резерв на выплату вознаграждения по итогам года являются оценочными обязательствами. Официальных разъяснений по применению ПБУ 8/2010 нет. При этом в СМИ опубликованы комментарии И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, касающиеся обязательств по оплате отпусков: «В связи с выходом ПБУ 8/2010 об оценочных обязательствах и поправками в Приказ N 34н организации больше не вправе выбирать, создавать ли им тот или иной резерв. Они либо обязаны создавать конкретный резерв, либо, наоборот, не вправе создавать его. Обязательства по оплате отпусков - это, конечно, оценочные обязательства. Ведь право на оплачиваемый отпуск возникает по мере того как работник работает для организации. А значит, организация может рассчитать, какие у нее есть обязательства по выплате отпускных по состоянию на отчетную дату». Иными словами, организации (за
исключением субъектов малого предпринимательства) обязаны создавать
указанные резервы, поскольку они являются оценочными обязательствами. Напомним, что согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, в частности, относятся юридические лица, соответствующие следующим условиям:
Источник: http://www.profsro.ru/ |